Профилактика суицидального поведения подростков

   

  Суицид – психологическое явление-акт самоубийства, совершаемый человеком в состоянии сильного душевного расстройства, либо под влиянием психического заболевания. Осознанный акт устранения себя из жизни, когда собственная жизнь как высшая ценность теряет смысл.

  Суицидальное поведение – любые внутренние и внешние формы психических актов, направляемые представлениями о лишении себя жизни.

  Внутренние формы суицидального поведения – суицидальные мысли, представления, переживания, тенденции.

  Внешние формы суицидального поведения – суицидальные попытки и завершенные суициды.

Суицидальная попытка - целеноправленное оперирование средствами лишения себя жизни, не закончившееся смертью.

Хроническое суицидальное поведение – само разрушительное поведение, к которому можно отнести прием наркотиков, злоупотребление табака и алкоголя, управление транспортом в нетрезвом виде, самоистязание, сознательное участие в драках, занятия экстремальными видами спорта, желание служить в «горячих точках».

Суицид– умышленное самоповреждение со смертельным исходом, (лишение себя жизни).

Виды суицидов

 1) Демонстративный суицид – это разыгрывание театральных сцен безо всякого намерения покончить с собой. В 90% - это крик о помощи, и только 10% подростков действительно хотят смерти. Маленькие дети обращают на себя внимание шалостями и баловством, а большие – суицидом. С демонстративными суицидами следует быть осторожными, иногда этот вид проявляется как способ шантажа: «Сделай то-то и то-то, а то я…»

2) Скрытый суицид – это удел тех, кто понимает, что самоубийство – не самый достойный путь решения проблемы, но и не может найти другой. Такие люди могут начинать заниматься экстремальными видами спорта, добровольно едут в «горячие точки», рискованно ездят на автомобиле или мотоцикле, начинают употреблять алкоголь или наркотики.

 3) Истинный суицид. Это обдуманное, постепенно выполненное намерение покончить с собой. Этот вид суицида иногда может выглядеть неожиданным, но никогда не бывает спонтанным. Всё поведение строится так, чтобы попытка не сорвалась. Всегда предшествует угнетённое настроение и депрессивное состояние, но эту депрессию не всегда замечают даже самые близкие люди.

4) Аффективный суицид  – совершается в состоянии аффекта (сильной эмоциональной вспышки), которое может длиться даже одну минуту, но именно в это время можно удержать человека от осуществления суицида. Следует помнить, что суицидальная угроза, высказанная человеком в состоянии аффекта, как правило, осуществляется.

Группа риска:

1. Неуравновешенные подростки.

2. Подростки, злоупотребляющие алкоголем и наркотиками.

3. Подростки, которые либо совершали суицидальную попытку, либо были свидетелем её, либо такой случай был в семье.

4. Одарённые подростки, склонные к одиночеству.

5. Подростки в состоянии сильного стресса.

6. Подростки из конфликтных семей.

 

Признаки эмоциональных нарушений

- потеря аппетита или импульсивное обжорство, бессонница или повышенная сонливость в течение, по крайней мере, последних дней

- частые жалобы на соматические недомогания (на боли в животе, головные боли, постоянную усталость, частую сонливость)

- необычно пренебрежительное отношение к своему внешнему виду

- постоянное чувство одиночества, бесполезности, вины или грусти

- ощущение скуки при проведении времени в привычном окружении или выполнении работы, которая раньше приносила удовольствие

- уход от контактов, изоляция от друзей и семьи, превращение в человека одиночку

- нарушение внимания со снижением качества выполняемой работы

- погруженность в размышления о смерти

- отсутствие планов на будущее

- внезапные приступы гнева, зачастую возникающие из-за мелочей.

 

Внешний вид и поведение - Тоскливое выражение лица (скорбная мимика). Анемия. Тихий монотонный голос. Замедленная речь. Краткость ответов. Отсутствие ответов. Ускоренная экспрессивная речь.  Патетические интонации. Причитания. Склонность к нытью. Общая двигательная заторможенность. Бездеятельность, адинамия. Двигательное возбуждение.

Эмоциональные нарушения - Скука. Грусть. Уныние. Угнетенность. Мрачная угрюмость. Злобность. Раздражительность. Ворчливость. Брюзжание. Неприязненное, враждебное отношение к окружающим. Чувство ненависти к благополучию окружающих. Чувство физического недовольства. Безразличное отношение к себе, окружающим. Чувство бесчувствия. Тревога беспредметная (немотивированная). Тревога предметная (мотивированная). Ожидание непоправимой беды. Страх немотивированный .Страх мотивированный. Тоска как постоянный фон настроения. Взрывы тоски с чувством отчаяния, безысходности. Углубление мрачного настроения при радостных событиях вокруг.

Психические заболевание - Депрессия, неврозы, характеризующиеся беспричинным страхом, внутренним напряжением и тревогой, маниакально-депрессивный психоз, шизофрения.

Оценка собственной жизни - Пессимистическая оценка своего прошлого. Избирательное воспоминание неприятных событий прошлого. Пессимистическая оценка своего нынешнего состояния. Отсутствие перспектив в будущем.

Взаимодействие с окружающим - Нелюдимость, избегание контактов с окружающими. Стремление к контакту с окружающими, поиски сочувствия, апелляция к врачу за помощью. Склонность к нытью. Капризность. Эгоцентрическая направленность на свои страдания

Вегетативные нарушения - Слезливость. Расширение зрачков. Сухость во рту (“симптомы сухого языка”). Тахикардия. Повышенное АД. Ощущение стесненного дыхания, нехватки воздуха. Ощущение комка в горле. Головные боли. Бессонница. Повышенная сонливость. Нарушение ритма сна. Отсутствие чувства сна. Чувство физической тяжести, душевной боли в груди. То же в других частях тела (голове, эпигастрии, животе). Запоры. Снижение веса тела. Повышение веса тела. Снижение аппетита. Пища ощущается безвкусной. Снижение либидо. Нарушение менструального цикла (задержка).

Динамика состояния в течение суток - Улучшения состояния к вечеру. Ухудшение состояния к вечеру

 

Знак беды

Зачем совсем юный человек лишает себя жизни? 90% самоубийц руководствуются следующими мотивами:

МЕСТЬ. Ребёнок уходит из жизни для того, чтобы наказать окружающих за плохое отношение к себе.

ПРИЗЫВ. Так он пытается привлечь к себе внимание

САМОНАКАЗАНИЕ. Ребёнок решает, что не имеет права жить из-за какого либо поступка, ошибки.

ОТКАЗ. Человек просто «выходит из игры». Нет ни сил, ни желания жить дальше.

 

ВНИМАНИЕ! 80% людей, уходящих добровольно из жизни – психически здоровы (люди, страдающие психическими заболеваниями совершают суицид по другим мотивам: самопожертвование, игра, «желание попасть в высший мир и т.д.).

Помните! Главное, в чём нуждается любой учащийся – это безусловная любовь родителей, главное, в чём нуждается подросток – понимание.

Помните! Простое человеческое участие, внимание, прощение, может помочь человеку в самые трудные моменты жизни, уберечь его от смерти.

Помните! Ничего не стоит так дёшево и не цениться так дорого, как доброе слово.

Помните! 50% суицидов были предотвращены благодаря своевременной помощи.

Основные мотивы суицидально поведения у подростков:

1. Суицидальная попытка как способ попросить помощи (получить внимание, любовь);

2. Переживание обиды, одиночества, непонимания;

3. Любовные неудачи, неразделенные чувства или ревность;

4. Чувство мести, злобы, протеста;

5. Подражание героям книг, фильмов, эстрадным кумирам;

6. Страх наказания;

7. Избежание трудных ситуаций;

Некоторые подростки считают самоубийство проявлением мужества и силы духа, на самом деле это слабость, примитивность мышления (незнание как отреагировать на проблему).

К группе риска относят:

1. Трудных подростков. В их среде остро стоит вопрос самореализации и самоутверждения, а употребление алкоголя и наркотиков повышают вероятность внезапных импульсов.

2. Наследственные суициды. Дети из такой семьи могут пойти по жизненному сценарию своих близких;

3. Дети – инвалиды, страдающие от своей физической неполноценности;

4. Дети, с низкой самооценкой, обидчивые, легко впадающие в депрессивные состояния.

 

Рекомендации педагогам и родителям:

Если Вы заметили перемены в поведении и настроении ребенка попробуйте:

1) Выслушать. Не пытайтесь успокоить общими фразами. Дайте возможность высказаться, внимательно отнеситесь ко всем даже самым незначительным обидам и жалобам.

2) Обсуждайте. Открытое обсуждение планов и проблем снимает тревожность.

3) Совместный поиск выхода из данной ситуации (снять суженое сознание, оттягивание времени). Приемы психологического воздействия.

4) Напоминание о значимых для него людях.

5) Подчеркнуть временный характер проблемы. Взгляд из будущего. Нет ситуации, которая со временем не казалась неразрешимой: сегодня – «Нет», завтра – «Да».

6) Прием взвешивания – что сегодня плохо, что сегодня хорошо.

7) Доведение до абсурда (показать что в данный момент происходит сгущение красок, накручивание).

8) Метод контрастов (сравнить свою ситуацию с другой, сравнение вести себя с самим собой).

9) Использование имеющегося своего опыта в решении проблем (помнишь, когда то, у тебя было… То есть рациональное внушение уверенности.)

 

Рекомендации педагогам, работающим  с подростками, имеющими суицидально-направленное поведение:

1) Не акцентируйте внимание класса на поведении данного подростка;

2) Проявляйте больше эмоционального внимания, тепла и заботы;

3) Старайтесь как можно лучше понять его проблемы, поговорить о них;

4) Не делайте негативных замечаний, особенно в присутствии других людей;

5) Старайтесь не допускать насмешек или негативных высказываний о нем со стороны одноклассников;

6) Постарайтесь вызвать интерес и  привлечь подростка к общественной деятельности, чтобы он почувствовал свою значимость;

7) При малейшей возможности хвалите ребенка, подчеркивайте его положительные стороны;

8) Если ученик в свободное время не посещает никаких секций и кружков – помогите ему подобрать занятие, соответствующее его способностям и желаниям;

9)Дайте рекомендации родителям о том, как им следует изменить свое отношение к ребенку;

10) Устраивайте по возможности классные вечера, походы в дома культуры, на природу, в кино, возлагая при этом на данного ученика  роль вашего незаменимого помощника. 

 

 

Помните!

Лучшая профилактика суицида –

родительская, педагогическая и психологическая поддержка!

поделиться в: