Современный мир непостоянен и полон внезапных происшествий. Чаще всего родители стараются оградить детей от информации о событиях, которые им самим кажутся травмирующими или опасными (например, развод, смерть или тяжелая болезнь близкого человека, социальные потрясения). Но на самом деле подросток всегда считывает состояние взрослых и видит, что происходит что-то плохое, о чём ему не говорят, а неизвестность и непонимание, пугают ещё больше. Кроме того, подросток и сам может сталкиваться с негативными событиями – конфликтами и ссорами, разрывом отношений и насилием. Безусловно, такие события оказывают своё влияние на подростка, его состояние и поведение, в том числе и в колледже.
Колледж — это место, где подросток проводит большую часть своего времени. Преподаватель, обращая внимание на внезапные изменения в поведении учащегося и события, которые могли на него повлиять, может вовремя определить, что подросток находится в кризисном состоянии. Заинтересованность преподавателя и готовность поддержать могут стать опорой для учащегося в трудной жизненной ситуации.
Высокий уровень тревожности и эмоциональное напряжение, вызванные негативными событиями, могут проявляться совершенно по-разному: в форме апатии и депрессии, замкнутости и отстранённости, отрицания и нежелания верить в случившееся. Нарушение внутреннего равновесия может стать причиной агрессивного поведения подростка. Вызывающее поведение, злость, нежелание следовать правилам – могут быть следствием переживания трудной жизненной ситуации. Сталкиваясь с агрессией учащегося, преподавателю важно помнить, что такое поведение может носить защитный характер и не иметь к личности преподавателя никакого отношения. Таким образом подросток стремится снизить уровень напряжения, справиться с высоким уровнем тревоги.
Свой отпечаток на поведение подростков в кризисном состоянии накладывают и особенности возраста. Сложное психоэмоциональное состояние может обострить и без того ярко выраженные черты этого возраста: негативизм, противоречивость, противопоставление себя взрослым, бунтарство и эмоциональную нестабильность.
Безусловно, преподавателю может быть сложно оставаться спокойным даже тогда, когда он понимает истинные причины негативного поведения. В такой ситуации преподавателю необходимо оставаться профессионалом: не соскальзывать в ответную агрессию и не вступать в конфронтацию, а дать учащемуся возможность «выплеснуть» свои эмоции, высказать недовольство и тем самым снизить уровень напряжения. Подросток, находящийся в кризисном состоянии, вовсе не хочет обидеть или разозлить преподавателя, своим поведением он пытается справиться с психологическими трудностями.
Как говорить с учащимся в кризисном состоянии?
Начиная разговор с учащимся, преподавателю важно отследить своё эмоциональное состояние: необходимы спокойствие и готовность столкнуться с бурной эмоциональной реакцией. Прежде всего, необходимо убедиться в том, что подросток не один, рядом с ним есть близкие, готовые при необходимости прийти на помощь. Рассказывая о своих проблемах, подростки часто произносят весьма категоричные, вызывающие, а порой даже пугающие фразы. Преподаватель должен сохранить самообладание и отреагировать так, чтобы побудить учащегося к дальнейшему обсуждению. Беседа с подростоком должна строиться на основе следующих рекомендаций:
- Организуйте пространство для разговора. Найдите возможность и место для того, чтобы пообщаться с учащимся один на один так, чтобы вас никто не слышал, не отвлекал и не прерывал. Будет лучше, если во время разговора между вами не будет стола. Постарайтесь, чтобы атмосфера располагала к общению и не напоминала урок.
Подросток: — Я сделал что-то ужасное! Меня не простят.
Преподаватель: —А о чём ты думал, когда делал? Вот результат.
Преподаватель: -Конечно, я бы тоже такое не простил (простила).
Преподаватель: — Давай попробуем обсудить то, что произошло и вместе подумать, что можно сейчас сделать.
- Наладьте контакт. Выберите подходящее время для того, чтобы предложить подростку поговорить. Приглашать подростка надо лично, в тот момент, когда рядом нет других учащихся или преподавателей. Дайте учащемуся понять, что вы не собираетесь его ругать, а этот разговор нужен не для того, чтобы его наказать, и при желании он может отказаться.
Подросток: — Меня никто не понимает! И вы не поймёте!
Преподаватель: -Ещё как понимаю, возможно, лучше, чем ты сам себя понимаешь.
Преподаватель: А кто вас, современных детей, вообще понимает?
Преподаватель: — Расскажи мне о том, что я сейчас должен (должна) понять. Я действительно хочу разобраться.
- Подготовьтесь к беседе. Позаботьтесь о том, чтобы у вас было достаточно времени для разговора, а в процессе вас не отвлекали и не занимали другие дела. Подросток должен чувствовать, что вы заинтересованы в том, что с ним происходит, и готовы уделить ему всё своё внимание.
- Слушайте. Сосредоточьтесь на том, что рассказывает учащийся, дайте ему возможность выговориться, не перебивайте. Внимательно следите за рассказом подростка, не нужно параллельно вести какие-либо записи. Иногда подростку достаточно только того, что вы обратили на его проблему внимание и побыли рядом.
Подросток: — Мне очень плохо, думаю, я ни на что не способен!
Преподаватель: -Тебе нельзя так говорить. У тебя есть семья, дом, еда, подумай о тех, кому сейчас ещё хуже.
Преподаватель: Перестань уже хныкать и займись делом. Будешь так сидеть, точно ничего не получится.
Преподаватель: — Иногда каждый человек чувствует себя подавленным и опустошенным, кажется, что это никогда не закончится. Давай поговорим о том, что сейчас тебя волнует, и с чем нужно разобраться прежде всего.
- Откажитесь от советов. Сейчас ваша задача – дать возможность подростку открыться и выговориться, поделиться своими трудностями. Для этого избегайте критики, нравоучений и нотаций, не повышайте голос и не ругайте подростка за его поступки. Постарайтесь взглянуть на ситуацию с его стороны, а не с позиции общепринятых норм и правил.
Подросток: — Ненавижу учёбу! Как же мне надоели эти учителя и родители!
Преподаватель: к ты можешь такое говорить? Твои учителя и родители хотят только лучшего для тебя.
Преподаватель: — Ты должен радоваться, что у тебя есть возможность учиться.
Преподаватель: — Что ты обычно делаешь, когда это чувствуешь? Есть ли у тебя близкий человек, с которым ты можешь это обсудить? Что сейчас с тобой происходит?
- Покажите, что вы знаете о проблеме. Далеко не всегда подросток будет готов рассказать о своих проблемах. Дайте ему понять, что вы видите, что он переживает какие-то трудности, и готовы прийти на помощь. Предложите поделиться своими проблемами с другими взрослыми, при необходимости мотивируйте на обращение к педагогу-психологу.
Подросток: — Без меня всем было бы только лучше!
Преподаватель: к нельзя говорить. Подумай, что бы почувствовали твои родители.
Преподаватель: — Не говори ерунды.
Преподаватель: — Кому именно от этого станет лучше? Ты очень дорог мне, я переживаю, расскажи, что происходит в твоей жизни.
Важно понимать, что одного разговора недостаточно для того, чтобы помочь подростку в кризисной ситуации. После беседы преподаватель должен проследить за тем, чтобы ученик не остался один на один со своей проблемой. Восстановление после кризиса – это долгий и сложный процесс, задача окружающих взрослых оставаться чуткими и сопровождать этот процесс.
* В тексте статьи зачёркнуты варианты ответов, которые не рекомендуется использовать в разговоре с подростком, который находится в кризисном состоянии.