Педагогам

Рекомендации по взаимодействию с неуспевающими подростками

1. Выяснение причин стойкой неуспеваемости учащегося.


2. Оказание помощи в планировании учебной деятельности (планирование повторения и выполнения минимума материала для ликвидации пробелов, алгоритмизация учебной деятельности по анализу и устранению типичных ошибок).


3. Дополнительное инструктирование в ходе учебной деятельности.


4. Стимулирование учебной деятельности (поощрения, создание ситуаций успеха,  побуждение к активному труду и др.).


5. Контроль за учебной деятельностью (более частый опрос учащегося, проверка домашних заданий, активизация самоконтроля в учебной деятельности и др.).

свернуть

Подросток в кризисном состоянии. Как вести себя преподавателю?

Современный мир непостоянен и полон внезапных происшествий. Чаще всего родители стараются оградить детей от информации о событиях, которые им самим кажутся травмирующими или опасными (например, развод, смерть или тяжелая болезнь близкого человека, социальные потрясения). Но на самом деле подросток всегда считывает состояние взрослых и видит, что происходит что-то плохое, о чём ему не говорят, а неизвестность и непонимание, пугают ещё больше. Кроме того, подросток и сам может сталкиваться с негативными событиями – конфликтами и ссорами, разрывом отношений и насилием. Безусловно, такие события оказывают своё влияние на подростка, его состояние и поведение, в том числе и в колледже.

Колледж — это место, где подросток проводит большую часть своего времени. Преподаватель, обращая внимание на внезапные изменения в поведении учащегося и события, которые могли на него повлиять, может вовремя определить, что подросток находится в кризисном состоянии. Заинтересованность преподавателя и готовность поддержать могут стать опорой для учащегося в трудной жизненной ситуации.

Высокий уровень тревожности и эмоциональное напряжение, вызванные негативными событиями, могут проявляться совершенно по-разному: в форме апатии и депрессии, замкнутости и отстранённости, отрицания и нежелания верить в случившееся. Нарушение внутреннего равновесия может стать причиной агрессивного поведения подростка. Вызывающее поведение, злость, нежелание следовать правилам – могут быть следствием переживания трудной жизненной ситуации. Сталкиваясь с агрессией учащегося, преподавателю важно помнить, что такое поведение может носить защитный характер и не иметь к личности преподавателя никакого отношения. Таким образом подросток стремится снизить уровень напряжения, справиться с высоким уровнем тревоги.

Свой отпечаток на поведение подростков в кризисном состоянии накладывают и особенности возраста. Сложное психоэмоциональное состояние может обострить и без того ярко выраженные черты этого возраста: негативизм, противоречивость, противопоставление себя взрослым, бунтарство и эмоциональную нестабильность.

Безусловно, преподавателю может быть сложно оставаться спокойным даже тогда, когда он понимает истинные причины негативного поведения. В такой ситуации преподавателю необходимо оставаться профессионалом: не соскальзывать в ответную агрессию и не вступать в конфронтацию, а дать учащемуся возможность «выплеснуть» свои эмоции, высказать недовольство и тем самым снизить уровень напряжения. Подросток, находящийся в кризисном состоянии, вовсе не хочет обидеть или разозлить преподавателя, своим поведением он пытается справиться с психологическими трудностями.

Как говорить с учащимся в кризисном состоянии?

Начиная разговор с учащимся, преподавателю важно отследить своё эмоциональное состояние: необходимы спокойствие и готовность столкнуться с бурной эмоциональной реакцией. Прежде всего, необходимо убедиться в том, что подросток не один, рядом с ним есть близкие, готовые при необходимости прийти на помощь. Рассказывая о своих проблемах, подростки часто произносят весьма категоричные, вызывающие, а порой даже пугающие фразы. Преподаватель должен сохранить самообладание и отреагировать так, чтобы побудить учащегося к дальнейшему обсуждению. Беседа с подростоком должна строиться на основе следующих рекомендаций:

  • Организуйте пространство для разговора. Найдите возможность и место для того, чтобы пообщаться с учащимся один на один так, чтобы вас никто не слышал, не отвлекал и не прерывал. Будет лучше, если во время разговора между вами не будет стола. Постарайтесь, чтобы атмосфера располагала к общению и не напоминала урок.

Подросток: — Я сделал что-то ужасное! Меня не простят.

Преподаватель: —А о чём ты думал, когда делал? Вот результат.

Преподаватель: -Конечно, я бы тоже такое не простил (простила).

Преподаватель: — Давай попробуем обсудить то, что произошло и вместе подумать, что можно сейчас сделать.

  • Наладьте контакт. Выберите подходящее время для того, чтобы предложить подростку  поговорить. Приглашать подростка надо лично, в тот момент, когда рядом нет других учащихся  или преподавателей. Дайте учащемуся понять, что вы не собираетесь его ругать, а этот разговор нужен не для того, чтобы его наказать, и при желании он может отказаться.

Подросток: — Меня никто не понимает! И вы не поймёте!

Преподаватель: -Ещё как понимаю, возможно, лучше, чем ты сам себя понимаешь.

Преподаватель: А кто вас, современных детей, вообще понимает?

Преподаватель: — Расскажи мне о том, что я сейчас должен (должна) понять. Я действительно хочу разобраться.

  • Подготовьтесь к беседе. Позаботьтесь о том, чтобы у вас было достаточно времени для разговора, а в процессе вас не отвлекали и не занимали другие дела. Подросток должен чувствовать, что вы заинтересованы в том, что с ним происходит, и готовы уделить ему всё своё внимание.
  • Слушайте. Сосредоточьтесь на том, что рассказывает учащийся, дайте ему возможность выговориться, не перебивайте. Внимательно следите за рассказом подростка, не нужно параллельно вести какие-либо записи. Иногда подростку достаточно только того, что вы обратили на его проблему внимание и побыли рядом.

Подросток: — Мне очень плохо, думаю, я ни на что не способен!

Преподаватель: -Тебе нельзя так говорить. У тебя есть семья, дом, еда, подумай о тех, кому сейчас ещё хуже.

Преподаватель: Перестань уже хныкать и займись делом. Будешь так сидеть, точно ничего не получится.

Преподаватель: — Иногда каждый человек чувствует себя подавленным и опустошенным, кажется, что это никогда не закончится. Давай поговорим о том, что сейчас тебя волнует, и с чем нужно разобраться прежде всего.

  • Откажитесь от советов. Сейчас ваша задача – дать возможность подростку открыться и выговориться, поделиться своими трудностями. Для этого избегайте критики, нравоучений и нотаций, не повышайте голос и не ругайте подростка за его поступки. Постарайтесь взглянуть на ситуацию с его стороны, а не с позиции общепринятых норм и правил.

Подросток: — Ненавижу учёбу! Как же мне надоели эти учителя и родители!

Преподаватель: к ты можешь такое говорить? Твои учителя и родители хотят только лучшего для тебя.

Преподаватель: — Ты должен радоваться, что у тебя есть возможность учиться. 

Преподаватель: — Что ты обычно делаешь, когда это чувствуешь? Есть ли у тебя близкий человек, с которым ты можешь это обсудить? Что сейчас с тобой происходит?

  • Покажите, что вы знаете о проблеме. Далеко не всегда подросток будет готов рассказать о своих проблемах. Дайте ему понять, что вы видите, что он переживает какие-то трудности, и готовы прийти на помощь. Предложите поделиться своими проблемами с другими взрослыми, при необходимости мотивируйте на обращение к педагогу-психологу.

Подросток: — Без меня всем было бы только лучше!

Преподаватель: к нельзя говорить. Подумай, что бы почувствовали твои родители.

Преподаватель: — Не говори ерунды. 

Преподаватель: — Кому именно от этого станет лучше? Ты очень дорог мне, я переживаю, расскажи, что происходит в твоей жизни.

Важно понимать, что одного разговора недостаточно для того, чтобы помочь подростку в кризисной ситуации. После беседы преподаватель должен проследить за тем, чтобы ученик не остался один на один со своей проблемой. Восстановление после кризиса – это долгий и сложный процесс, задача окружающих взрослых оставаться чуткими и сопровождать этот процесс.

 

* В тексте статьи зачёркнуты варианты ответов, которые не рекомендуется использовать в разговоре с подростком, который находится в кризисном состоянии.

свернуть

Влияние насилия в семье на поведение подростка в колледже

Подростки, испытывающие проявление физического насилия по отношению к себе со стороны родителя или родителей, могут занимать разные позиции: агрессора, но чаще жертвы. В позиции жертвы они считают себя виноватыми (родители «хорошие» и любят их, а они, соответственно, плохие, расстраивают тех, кто заботится о них и они (дети) заслужили наказание). Этим объясняется их чувство вины и заниженная самооценка. Кроме обиды и вины подросток испытывает напряжение и злость, эти чувства и эмоции им приходится подавлять.
Проявления у подростков, живущих в условиях физического насилия в семье:
- Травматическая стрессовая реакция — реакция подростка на угрозы физического насилия. Может проявляться в нарушениях сна, плохом аппетите, жалобах на здоровье (в рамках психосоматики), страх, проявляющийся в настороженном отношении или избегании родителей и других взрослых

- Сверхагрессивность и импульсивное поведение — агрессивное деструктивное поведение дома и в колледже. Таким подросткам сложно контролировать себя: они провоцируют конфликтные ситуации среди учащихся и сами являются непосредственными участниками конфликтов. Они идентифицируют себя с родителем, проявляющим насилие и склонны к преступным и антисоциальным действиям.

- Подозрительность, недоверие. Подросткам из таких семей очень трудно устанавливать контакт, базирующийся на доверии, особенно со взрослыми, поскольку они рассматривают их как потенциальную угрозу. Также это может проявляться в причинении себе увечий, нежелании жить.

- Низкая самооценка — недовольство собой. Со временем маскируется под завышенную самооценку — ощущение собственной всемогущности и неуязвимости.

- Нарушение в развитии познавательной деятельности — нарушение функций речи, трудности в построении фраз, громкость голоса. Это продиктовано тем, что подростка часто наказывали, когда он будучи ребенком плакал и капризничал.

- Нарушение центральной нервной системы — наблюдаются легкие симптомы нарушений при отсутствии явных причин. Такими причинами может быть сенсорная депривация, скудная пища, отсутствие заботы со стороны родителей.

- Потеря интереса к учебному процессу — снижение познавательной мотивации, низкая успеваемость (из-за повышенной тревоги, подростку трудно сосредоточится на уроках и заданиях, которые необходимо выполнять в группе).

Наряду с физическим подростки подвергаются в семье эмоциональному и психологическому насилию.  Эмоциональное насилие — преднамеренное деструктивное действие или значительный ущерб детским способностям, включающее наказания за чрезмерную привязанность ребенка к родителю.  Такими могут является:
- Регулярные ограничения способностей и возможностей, желаний подростка.
- Ограничения возможности контактировать с социально значимыми людьми, группами и культурами, что может препятствовать нормальному развитию подростка.
- Угрозы оставить подростка одного или без внимания.
- Чрезмерные или завышенные требования, не соответствующие возрасту подростка.

При восприятии взрослого как угрозы и источника унижения, оскорбления и наказания в подростке развивается пессимизм и безнадежность. Во взрослой жизни такие подростки становятся нерешительными, не доверяют собственному мнению. Для них очень важно завоевать авторитет, чтоб из «никто» стать «всем». У подростка, живущего в семье с агрессивно настроенными родителями, развивается чувство неполноценности, в таком состоянии он вынужден постоянно защищаться, и этот стиль поведения переносится в школу и социум в целом. Возрастает риск ухода из семьи, бродяжничество.

Когда родители рассматривают ребенка как проблему и препятствие, которое мешает заниматься собственными делами, подросток оказывается в эмоциональной изоляции. Применяя наказания к нему, родители ошибаются, полагая что могут
заставить его повиноваться и исправиться, они тем самым только проявляют свое нетерпение и гнев.
Маркеры поведения, которые указывают на вероятность того, что подросток
подвергается насилию в семье:
- У таких подростков повышенная чувствительность к обидам;
- Такие подростки склонны уходить с уроков или не доходить до колледжа, если есть вероятность получить неудовлетворительную оценку или не готовы к уроку;
- Способны подделывать подписи как учителей, так и родителей, даже могут подделывать медицинские справки;
- Склонны удовлетворять свои потребности через ассоциальное поведение, чтобы привлечь к себе внимание через негативную оценку. Такое желание и отсутствие жизненного опыта могут привести ребенка к преступным последствиям (попадание в комнату милиции, постановка на учет, КДН).

свернуть

Состояние несовершеннолетних после употребления курительных смесей «СПАЙС»

 

  • грубость, вялость, подавленность, беспокойство, тремор, изменение размеров зрачка, бледность 
  • толерантность (толер на слэнге потребителей) необходимость курить чаще и больше
  • игнорирование других интересов (спорта, учебы, музыки, хобби, сужение круга друзей до кампании в которой курят)
  • продолжение курения, несмотря на проблемы, описанные выше, - даже после развития психоза)

Поздние признаки употребления (более суток):

- погруженность в себя;

- скрытность, потеря интереса к учебе;

- непосещение дополнительных занятий, прогулы;

- общение с подозрительными друзьями;

- пропажи денег из дома;

- ослабление связей с родителями, непослушание;

- безучастность к любым событиям;

- нарушение сна;

- резкая смена настроения;

- неадекватная реакция на замечания или вопросы, грубость;

- потеря веса;

- депрессия.

Все эти признаки – серьезная причина направить подростка к специалисту: врачу-психиатру-наркологу, психотерапевту, психологу.

Методические рекомендации для педагогов

Что такое новые наркотики?

Синтетические вещества, пока не включенные в перечень запрещенных, с выраженным действием на организм и психику, небезопасные и приводящие к тяжелой наркозависимости.

Уже в 2008 году были отмечены случаи психозов, попадания потребителей спайсов в психиатрические учреждения с приступами агрессии, паники, депрессии, нарушениями сна, суицидальным поведением. По силе негативного воздействия на психику и по профилю побочных эффектов для тела, каждый новый синтетический компонент курительных смесей сильнее предыдущего.

Вещества, которые были на наркорынке пять лет назад, не приводили к таким психозам и различным расстройствам психики, как приводят современные  т.н. «легалки».

 По способу потребления они бывают:

  1. Курительные (смеси)
  2. Нюхательные (кристалл)
  3. Внутривенные (кислота)
  4. Глотательные (марки)

По действию бывают аналогичные:

  1. Конопля.
  2. Галлюциногенам (ЛСД)
  3. Психостимуляторам (амфетамин)
  4. Опиатам (героин)

 Последствия потребления новых наркотиков:

  1. Медицинские:

А) осложнения опьянения, передозировка, суицид 

Б) постинтоксикационные психозы, депрессии, мании, тревожные состояния, бессонница

В) состояние отмены (ломка)

Г) зависимость (физическая и психическая)

Д) соматические – отек мозга, остановка сердца, инфекции 

  1. Социальные проблемы (работа, учеба, семья, закон, вождение)

ПРАВДА:

Негативные последствия потребления курительных смесей гораздо более выражены, чем при употреблении марихуаны, амфетаминов и галлюциногенов. 

    Ранние признаки употребления:

- покраснение кожи и белков глаз;

- суженные или расширенные зрачки;

- невнятная речь;

- повышение артериального давления, тахикардия;

- сухие волосы, отекшие руки;

- сухость во рту;

- постоянный кашель, усиление слезотечения, хриплый голос;

- отрешенный взгляд;

- сутулая осанка;

- замедление движения при отсутствии запаха алкоголя;

- беспричинное веселье, смех; 

    В состоянии опьянения: 

    • снижение способности здраво рассуждать и критически оценивать свои поступки
    • рассеянность внимания
    • слуховые, зрительные или тактильные иллюзии
    • изменение быстроты реакции
    • деперсонализация и дереализация  - нарушения ориентировки в собственной личности, месте и времени – потерянность
    • галлюцинации
    • делирий – спутанность сознания 
    • дисфория – агрессия, драки, споры, угрозы
    • расторможенность
    • тревога или беспокойство (неспособность усидеть на месте)
    • подозрительность (чувство что все знают, что покурил, следят, подслушивают – параноид)
    • искажение времени
    • скачка или заторможенность мыслей, изменение скорости реакций

От приема курительных смесей развиваются психозы:

  • Транзиторный психоз
  • Постинтоксикационный психоз
  • Обострение имеющегося психоза
  • Провоцирование развития хронических психозов (типа шизофрении или маниакально-депрессивного психоза) у предрасположенных (генетическая или личностная склонность) потребителей 

Другие расстройства психики:

    • Нарушения мышления (дезорганизация)
    • Нарушения памяти
    • Проблемы с учебой
    • Ажитация (двигательное беспокойство)

Часто встречаются:

    • Рвота
    • Обморочные состояния
    • Судороги

 При неоднократном потреблении курительных смесей быстро развивается и быстро прогрессирует  зависимость со следующими проявлениями:

1) тяга  - желание просто покурить (пыхнуть, сделать всего один напас)  возникает все чаще

2) неспособность контролировать и прекратить прием

3) симптомы отмены (абстиненции) при прекращении курения – депрессия, агрессия, бессонница, тревога, слабость, потливость, мышечные боли, раздражительность, утомляемость, безразличие.

свернуть

Рекомендации по профилактике синдрома эмоционального выгорания

  1. Регулярный отдых, баланс работа-досуг. «Выгорание» усиливается всякий раз, когда границы между работой и домом начинают стираться и работа занимает большую часть жизни. Необходимо иметь свободные вечера и выходные (не брать работу на дом).
  2. Регулярные физические упражнения (как минимум 3 раза в неделю по 30 минут). Нужно искать такие виды активности, которые будут нравиться (прогулки, бег, танцы, велосипед, работа в саду, на дачном участке и т.д.), иначе они будут восприниматься как рутинные и не дадут должного эффекта.
  3. Полноценный сон как важнейший фактор, редуцирующий стресс. Чтобы просыпаться отдохнувшими, в среднем необходимо спать 7-8 часов. Сон считается хорошим, когда люди просыпаются отдохнувшими, чувствуют себя энергичными днем и легко пробуждаются утром, когда звонит будильник.
  4. Необходимо создание, поддержание «здорового рабочего окружения», когда осуществляется планирование очередности, срочности выполнения дел, управление своим временем и др. Организация своей работы: частые, короткие перерывы в работе (например, по 5 минут каждый час), которые более эффективны, чем редкие и длительные. На работу лучше приготовить легкий завтрак, чем голодать весь день и переедать по вечерам. Несколько глубоких вдохов с медленным выдохом могут противодействовать немедленной стрессовой реакции или панической атаке. Желательно сократить потребление кофеина (кофе, чай, шоколад, кола), так как кофеин является стимулятором, способствующим развитию стрессовой реакции. 
  5. Необходимости делегировать ответственность (разделять ответственность за результат деятельности с коллегами, учениками). Выработка умения говорить «нет». Те люди, которые придерживаются позиции «чтобы что-то было сделано хорошо, надо это делать самому», напрямую идут к «выгоранию».
  6. Наличие хобби и интересов вне работы позволяет снять напряжение, возникающее на работе. Желательно, чтобы хобби давало возможность расслабиться, отдохнуть.
свернуть

Рискованное поведение

Особенности подросткового возраста:

  • предельная самонадеянность;
  • повышенная чувствительность к оценке посторонних;
  • внешнее бунтарство;
  • эмоциональная неустойчивость, перепады настроения;
  • противоречивость поведения;
  • борьба с общепринятыми правилами;
  • поиск себя и стремление к самоутверждению;
  • склонность к риску;
  • подверженность влиянию со стороны сверстников;
  • стремление объединяться в группы.

Распространённые формы экстремальных увлечений подростков:

  • Диггерство — исследование подземных убежищ и других подземных объектов (например, бункеров, бомбоубежищ, станций метро).
  • Руфинг — посещение крыш высотных зданий и других сооружений.
  • Зацепинг — езда между или под вагонами, на хвостовом вагоне или крыше поезда.
  • Сталкерство — исследование заброшенных, недостроенных зданий и объектов.
  • Экстремальное селфи – фотографирование себя на месте или объекте, которые связаны с повышенной опасностью.
  • Бомбинг — быстрое нанесение рисунка баллончиком краски в труднодоступных или опасных местах.

Факторы, подталкивающие подростков к экстремальным увлечениям:

  • Возрастные особенности подросткового периода;
  • личностные характеристики (например, низкая самооценка, стремление самоутвердиться и др.);
  • особенности семейных отношений (например, недостаток внимания со стороны родителей);
  • неэффективность досуговой системы, низкий уровень правосознания;
  • стремление выделяться, быть уникальным, возвыситься над остальными.

На что стоит обратить внимание преподавателю:

  • специфический сленг (залаз, запал, заброс и т.д.);
  • фотографии на крышах, стройках, заброшенных зданиях в социальных сетях;
  • обсуждение в школе, рассказы об экстремальных увлечениях;
  • категорическое нежелание рассказывать о своих увлечениях;
  • грязная или порванная одежда, специальные инструменты, экшн-камера.

Как убедиться в том, что у подростка есть рискованные увлечения?

  • Понаблюдайте за поведением учащегося, его общением со сверстниками.
  • Изучите странички учащегося и его одногруппников в социальных сетях.
  • Пообщайтесь с самим учащимся.
  • Узнайте, не замечали ли другие преподаватели особенностей в поведении учащегося.
  • Обсудите ваши наблюдения с родителями или законными представителями учащегося.

Что делать, если вы уверены, что у подростка есть опасное увлечение?

  • Свяжитесь с родителями или законными представителями учащегося.
  • Сообщите администрации и социально-педагогической и психологической службе школы.
  • Проведите индивидуальную беседу с учащимся.

Как разговаривать с подростком?

  • Владейте информацией. Перед беседой постарайтесь узнать больше об увлечении подростка.
  • Будьте открытыми к общению. Учащийся не должен решить, что вы хотите его наказать.
  • Сохраняйте спокойствие во время разговора. Не ругайте и не осуждайте поведение подростка.
  • Постарайтесь побудить учащегося к разговору, дайте рассказать, что именно ему нравится в этом увлечении.
  • Не навязывайте своё мнение.
  • Обсудите опасность и законность его увлечения. Убедитесь, что он правильно оценивает возможные последствия. Не пытайтесь читать нотации, задавайте открытые вопросы.
  • Ненавязчиво покажите альтернативы. Поговорите с учащимся о других занятиях, которые способны его увлечь.
свернуть
поделиться в: